Информационный портал

Специальная психология‎

Специальная психология‎

Специальная психология – подраздел психологии развития, изучающий проблемы развития детей (реже – взрослых) с определенными физическими или психологическими особенностями, преимущественно врожденными.

Другое название этой области психологической науки – коррекционная психология. Задача специальной психологии – определение особенностей, которые накладывает то или иное отклонение в развитии на личность, их коррекция, а также построение системы обучения и социальной адаптации людей с аномалиями.



Объект и предмет специальной психологии

Объектом специальной психологии является индивидуум с отклонениями от норм развития. Это может быть ребенок, лишенный зрения, слуха, а также умственно отсталые дети, аутисты. Кроме того, объектом коррекционной психологии являются дети с речевыми дефектами.

Специальная психология‎

Специальная психология‎

Предмет коррекционной психологии – формы и стороны особенностей развития личности в условиях депривации (недостаточности).

Выяснено, что первичный дефект (например, слепота), приводит к вторичным личностным изменениям. Они же накладывают отпечаток на мышление, восприятие, характеристики личности – происходят третичные отклонения. Специальная психология рассматривает детей с отклонениями не как дефективных, а как особенных, «других» детей. Главной прикладной задачей спец. психологии является их социальная адаптация. Кроме того, в задачу коррекционных психологов входит работа с семьями таких деток.

Специальная психология работает со следующими категориями людей:
  • дети и взрослые с особенностями физического и психического развития;
  • дети, лишенные контактов со сверстниками;
  • дошкольники и школьники с асоциальным поведением и депрессией.


История специальной психологии

Интерес учёных к людям с отклонениями в развитии до 20 века был эпизодическим. Массовый интерес к проблеме таких детей возникал в странах Европы, США и России после того, как вводилось обязательное обучение. Некоторые малыши не могли обучаться со сверстниками: возникла необходимость дифференциации, определения нормы.

В 1926 году Львом Выготским, психологом, внесшим огромный вклад в отечественную и мировую науку, была открыта «Лаборатория психологии аномального детства». Именно там были заложены основы теории и практики нормы.

Своими истоками современная специальная психология уходит в дефектологию. Специальная психология видит в нестандартном ребенке не дефект, а особенность развития, что качественно отличает её от дефектологии. Как самостоятельный раздел науки коррекционная психология появилась в 60-е годы 20 века. Самыми первыми разделами СП стали тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.

Сегодня отношение общества к «другим» деткам меняется. Люди начинают осознавать равные права и потребности таких членов общества.

Гуманизация сознания приводит к тому, что люди перестают отворачиваться от непохожих на себя индивидов. Постепенно общественная мораль приходит к выводу о недопустимости изоляции инвалидов, людей с особенностями индивидуального развития.

Интересно, что многие выводы о развитии личности сделаны на основе наблюдений за детьми с отклонениями в развитии. Некоторые методики обучения изначально создавались для «особых» детей, а затем были адаптированы для общей педагогики.

К примеру, Мария Монтессори разрабатывала свою методику обучения для умственно отсталых детей, в результате её малыши показывали лучшие показатели в письме и чтении, нежели сверстники из обычных школ.




После этого её методики приобрели необычайную популярность, и по сей день активно используются.

Разделы специальной психологии

Современная специальная психология имеет следующие направления:
  • Тифлопсихология – помогает слепым от рождения, или потерявшим зрение в течение жизни.
  • Сурдопсихология – изучает психологические особенности и адаптирует глухих взрослых и детей.
  • Олигофренопсихология – незаменима при работе с умственно отсталыми детьми. Основной её целью является обучение таких деток навыкам самостоятельного обслуживания.
  • Логопсихология – вносит вклад в коррекцию дефектов речи детей, что необходимо для хорошего обучения, грамотного письма.
  • Психология людей с нарушениями опорно-двигательной системы.
  • Психология людей с опозданием психического развития, недостатками личностного развития.
  • Психология
    людей с эмоционально-волевыми расстройствами – большой раздел, в значительной мере касающийся особенностей взрослого человека (алкоголизм, наркомания, сексоголизм, анорексия, дисфория – вспышки гнева, и многие другие), но также занимающийся детским аутизмом.
  • Психология одаренности иногда относят к разделу СП, поскольку одаренность и гениальность также являются отклонениями от статистической нормы.

Специальная психология связана со следующими научными дисциплинами: педагогика, ряд медицинских наук (анатомия, психиатрия, невропатология), социология, философия, а также многие разделы психологии.

Ежегодно количество «особенных» деток растет. Именно поэтому потребность в специальной психологии год от года нарастает. ВУЗы готовят специалистов со спецификацией «Коррекционная психология». Спец. психология готовит «маршруты обучения» особенных деток, разрабатывает технологии помощи для них. Выводы психологии даже приводят к изменениям в законодательстве.

Данные специальной психологии помогают при коррекции дефектов речи, присущих огромному числу детей (до 60%). Специальная психология занимается также отклонениями в поведении детей: агрессивностью, нежеланием учиться, суицидальными склонностями, а потому выводы спец. психологии касаются каждого из нас.




Комментарии:

Меню сайта
  • Все товары
  • Все фото
  • Пользовательское соглашение
  • Контактная информация
  • Правообладателям
  • Рекламодателям