Информационный портал

Социальная психология‎

Социальная психология

Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий взаимосвязи поведения и психологического состояния человека и его социальной принадлежности, а также психологические характеристики больших и малых социальных групп. Развитие личности во многом обусловлено социальным окружением. Некоторые психологи даже определяют социальный фактор в становлении личности как доминирующий. Каждый человек входит в различные социальные общности, которые влияют на него, в то время как он оказывает влияние на них. Социальная психология, как и прочие виды наук, имеет теоретическую, эмпирическую и практическую составляющие.



Задачи социальной психологии

Вот некоторые задачи современной социальной психологии:
  • исследование феномена человеческого взаимодействия;
  • психические явления, свойственные большой или малой группе людей;
  • описание социальных групп с психологической точки зрения;
  • исследование механизмов соц.воздействия на индивидуума;
  • формирование теоретической и практической базы для гармонизации отношений между людьми в группах (малых и больших);
  • поиск инструментов воздействия на массовое сознание.

i_8599062942

Разделы социальной психологии

Условно социальную психологию можно поделить на такие крупные разделы:
  • Социальная психология групп;
  • Социальная психология общения;
  • Социальная психология личности.

Социальная психология возникла из философии, общей психологии и социологии. Отправной точкой в развитии современной социальной психологии стали публикации в 1908 г двух работ: «Введение в социальную психологию» Мак Дугалла и «Социальная психология» Росса. На сегодняшний день психология имеет множество прикладных направлений.

Социальная психология сегодня состоит из многих разделов, различных по объекту исследования:
  • организационная психология – применяется для процессов менеджмента (отбора, обучения, мотивации персонала);
  • политическая психология – находится на стыке психологии, социологии и политологии, занимается выявлением закономерностей политических взглядов, предпочтений, активности населения;
  • психология восприятия – ищет закономерности субъективного восприятия объективных предметов окружающего мира;
  • историческая психология имеет предметом изучения психологические особенности личности и общества в зависимости от исторической эпохи;
  • семейная психология – изучает влияние семьи на личность, ищет способы гармонизировать семейные отношения;
  • этнопсихология – одновременно относится к психологии и антропологии, изучая особенности людей в зависимости от их этноса;
  • гендерная психология – отыскивает различия в психологии человека в зависимости от его половой принадлежности.

Имена в социальной психологии

Габриэль Тард (1843-1904 гг, Франция) – имитация, подражание есть основной механизм взаимодействия в обществе. Люди копируют нормы поведения друг друга, это и служит «цементом» сохранения общества. Лишь немногие независимые личности способны изменить манеру поведения, либо меняя таким образом общество, либо становясь его изгоями.



Гюстав Лебон (1841-1931 гг, Франция) – писал о наступлении «эры масс», о снижении интеллекта, ответственности и способности к анализу ситуации у человека в толпе. По сути, весь 20 век стал доказательством верности его догадок – революция в России, приход Гитлера к власти. Работа Лебона «Психология народов и масс» была настольной книгой Ульянова-Ленина.

Уильям МакДугалл (1871-1938 гг, Великобритания-США) – ввел термин «социальная психология», определил 12 инстинктов социального поведения индивидуума, стал создателем «гормической психологии».

Эдвард Олдсворт Росс (1866-1951, США) – видел источники социального поведения в группе, а не особенностях индивида. Указывал на наличие социальных течений.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг, Франция) – один из основоположников социологии. Изучал феномен суицида. Ввел термин «коллективное сознание», указал на то, что действия индивида определены коллективным сознанием. Базой общества определял его социальные ценности.

Вальтер Мёде (1888-1958 гг, Германия) – исследователь в области п. труда, производственной п. Описал феномен влияния группы на деятельность: монотонный труд эффективнее в присутствии других людей, творческий – в их отсутствие, и т.п.

Гордон Олпорт (1897-1967 гг, США) – считал, что социум в большей мере определяет формирование личности, нежели врожденные данные человека. Для доказательства своих теорий проводил экспериментальные исследования.

Якоб Леви Морено (1889-1974 гг, Румыния-США) внес в социальную психологию значительный вклад, разработав метод социометрии, прием психодрамы для разрешения конфликтов и принципы групповой психотерапии.

Современая социальная психология сегодня

На сегодняшний день социальная психология – один из наиболее интересных и востребованных разделов психологии. Ежегодно публикуется множество работ по этой теме, рассчитанных как на научное сообщество, так и на широкий круг читателей. Книги по социальной психологии становятся бестселлерами. Примеры: книга Дж.Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» или «Поступай как женщина, думай как мужчина» С.Харли, описывающие особенности гендерной психологии, «Люди, которые играют в игры» Эрика Берна и прочие.

Выводы соц. психологии активно используются на практике. Например, психология толпы применяется при постройке стадионов, станций метро – учитываются выводы психологов о том, как люди могут вести себя в экстренной ситуации. Без знания политической психологии невозможно построение ни одной избирательной компании. С нюансами этнопсихологии вынуждены сейчас разбираться политики европейских стран. Ну а о практической пользе психологии рекламы знают абсолютно все.

Факторы разрушения любви и дружбы

Факторы разрушения любви и дружбы

 

На протяжении всей жизни мы зависим друг от друга, и потому отношения с окружающими оказываются в центре нашего существования. Для каждого из нас все начинается с взаимного влечения совершенно…. Читать далее….




Комментарии:

Меню сайта
  • Все товары
  • Все фото
  • Пользовательское соглашение
  • Контактная информация
  • Правообладателям
  • Рекламодателям