Информационный портал

Психология развития

Психология развития

Психология развития – раздел психологической науки, изучающий рост и изменения личности на протяжении жизни. Её могут также называть возрастной психологией, хотя это чуть более узкое понятие. Обычно выделяют четыре основных подраздела ПР: пре- и перинатальную психологию, детскую психологию, юношескую и п.зрелого возраста, а также геронтопсихологию. Отправной точной в истории ПР стала публикация в 1882 году работы немецкого физиолога и психолога В.Прейера «Душа ребенка».




Сам термин «психология развития» стал общепринятым в 1960-1970 гг.

Объект и предмет психология развития

Объектом является человек в процессе взросления и становления личности. ПР устанавливает изменения людей, происходящие в разном возрасте, устанавливает их закономерности и причины. Предметом же ПР становятся возрастные периоды, усовершенстование психических процессов (когнитивных, волевых, эмоциональных), моменты и трудности переходов от возраста к другому, скорость и направленность личностного развития в тот или иной период жизни.

Психология развития

Психология развития

Задачи психология развития

Психология развития ставит своими задачами:
  • определение основных закономерностей развития индивидуума;
  • установку причин перехода от одного возраста в другой (от детства к юности, например);
  • классификацию каждого возрастного периода;
  • создание психологического описания каждого из периодов;
  • определение и исследование главных факторов развития.
Исходя из этих задач ПЛ получает следующие функции:
  • описательная – описывает этапы становления личности, особенности, присущие тому или иному возрасту;
  • объяснительная – поиск причин и факторов изменений личности в различном физическом возрасте;
  • прогнозирующая – благодаря этой функции можно заранее понимать, когда наступит психологический кризис, связанный с возрастными изменениями;
  • корректирующая – разработка лучших условий для личностного развития.

Пренатальная и перинатальная психология

Этому подразделу психологии развития уделяется сегодня большое внимание широких масс. Пренатальная психология занимается внутриутробным развитием малыша с 22 недели жизни плода до родов. Интранатальная фаза развития – это роды. Есть доказательства того, что ход родовой деятельности влияет на психику ребенка, а в последствие и взрослого. Постнатальная фаза – первая неделя после родов.

Геронтологическая психология

В центре геронтопсихологии находятся не только психологические, но также социальные и биологические аспекты старения. Процесс старения – дегенеративный, то есть развитие переходит в угасание, деградацию. Задачи геронтопсихологии – найти способы продлить активность когнитивных процессов, социально адаптировать пожилых людей.

Детская психология

Объем работ по детской психологии занимает чуть не большую часть всего объема работ по психологии развития, и это вполне объяснимо – основа личности формируется именно в детском периоде. Детская психология применяется в учебных заведениях, а также является объектом интереса для родителей.


Психология взрослого возраста

В центре этого подраздела ПР – возрастные жизненные кризисы человека. Часто подобные кризисы приводят к кардинальным изменениям в личной и общественной жизни человека. Кризис – это не нечто негативное, но толчок к новому витку развития.

Возраст

Одним из важнейших понятий ПР является понятие возраста.

Он может быть:
  • биологическим (соответствие физических параметров индивида средним показателям);
  • социальным;
  • психологическим (т.н. психологическая зрелость);
  • физическим (числовое значение в днях, неделях, годах).

Педиатра будет волновать несоответствие биологического возраста физическому, детского психолога – социального возраста физическому, психолога для взрослых – социального возраста физическому.



Принято следующее возрастное деление:
  • младенчество – с 0 до года;
  • раннее детство – с года до трех;
  • игровой возраст (дошкольник) – с трех до шести лет;
  • школьник – от шести/семи до двенадцати;
  • юношество – от двенадцати до двадцати лет, здесь также может добавляться категория тинейджер или подросток – с 12 до 16 лет;
  • молодость – с 20 до 25 лет;
  • взрослый – от 26 до 60 лет;
  • старость – с 60 (65) лет.

Факторы, влияющие на развитие личности

Основными факторами являются наследственность (биологический), среда и воспитание (социальные). Среда в данном случае – очень широкое понятие, подразумевающее все внешние факторы, влияющие на развитие личности: семья, друзья, место проживания, культурная и национальная сферы. Под воспитанием подразумевается осмысленное развитие ребенка.

Теории развития

Различные психологические концепции породили множество теории развития личности.

Можно выделить следующие теории:
  • теория созревания Гезела, определившего различную скорость обучения в разных возрастах;
  • теория происхождения и эволюции Дарвина, Лоренца, Тинберга;
  • теория привязанности Боулби и Мэри Эйнсуорт – это ведущая теория при объяснении поведения младенцев. Привязанность – достижение эволюции, она необходима для увеличения шансов младенца на выживание и наилучшую адаптацию. В зависимости от того, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно с главным взрослым его жизни (обычно это мать), зависит его дальнейшее развитие и формирование связей с другими людьми.
  • Система Марии Монтессори отражает идею о стремлении ребенка к самостоятельности. Взрослые должны создать для ребенка обучающую «подготовленную» среду, ребенок же самостоятельно выбирает занятие. Монтессори-педагог лишь слегка корректирует процесс. Наиболее эффективна эта система для детей 3-6 лет (игрового возраста), однако на сегодня открыто множество учебных центров Монтессори, где занимаются с детьми от 8 месяцев.
  • Ортогенетический принцип Хайнца Вернера, одного из основоположников сравнительной психологии личности.
  • Когнитивное развитие Пиаже. Согласно этой теории развитие человека не ограничивается его врожденными способностями: возможно развить познавательные навыки.
  • теория научения физиолога Павлова, выросшая в бихевиористический подход к развитию личности.
  • теория социального научения Альберта Бандуры, изучавшего подростковую агрессию.
  • Теория Выготского с выводом о влиянии на развитие личности социальной ситуации развития.
  • теория психосексуального развития Фрейда с выделением таких периодов развития ребенка, как оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
  • теория о 8 периодах развития личности Эриксона, который переосмыслил этапы развития по Фрейду, добавив к ним еще три взрослые стадии.
  • теория зрелости Карла Юнга.

Знакомство с основами психологии развития даст ключи к пониманию своих детей, старших родственников, а также самого себя. Применяя полученные данные, можно преодолеть с наименьшими потерями жизненные кризисы развития, сделать свою жизнь гармоничнее и счастливее.

Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна





Комментарии:

Меню сайта
  • Все товары
  • Все фото
  • Пользовательское соглашение
  • Контактная информация
  • Правообладателям
  • Рекламодателям